Данное интервью было взято в мае 2006 года у русскоговорящего Жреца Пало.

1. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как ваше имя и к какой Традиции вы принадлежите?

Моё имя – Тата Нганга Люсеро Ндоки Конго. Я был инициирован на Кубе и являюсь священником (Тата Нганга) Традиции Пало, именуемой Ла Регла Кимбиса дель Санто Кристо дель Буэн Вьяхе.

Другое название нашей Традиции - Institucion Quien Vence, Учреждение Которое Побеждает. Сегодня Правило Кимбиса Санто Кристо Буэн Вьяхэ является одним из важнейших Течений Религии Конго на Кубе, как и в остальных частях Нового Света.

Я не имею инициаций в других Афро-Карибских Традициях, поскольку наша религия полноценна, и имеет всё, что должна иметь религия, и всё, что нужно для человека. Мы имеем священные истории (Кутугванго), уровни духовенства (Нгэйо, Тата Нкиси, Тата Нганга), веру в Бога (Самби) и представления о душе (Нсала-Мвела), веру в Божеств (Кимпунгулу) и души Мертвых (Энфуири), веру в потусторонний мир (Мпемба) и т.д., и т.п.

Другими словами, наша религия имеет всё, чем обычно характеризуется наиболее развитая религиозная система. Люди, принимающие инициации в разные Традиции одновременно, руководствуются различными мотивами. И я, безусловно, не осуждаю их, поскольку у каждого – свой путь. Но для себя я нашел окончательное выражение духовной истины именно в Кимбиса.

2. Действительно ли статус Бабалаво выше, чем статус Тата?

Это неправильный вопрос. Бабалаво является священником в совсем другой религии – религии Ифа, и потому он, конечно, не может иметь никаких объективных преимуществ в сравнении с Тата Нганга. И тот и другой являются жрецами, имеющими высшую степень инициации, но каждый – в своей религии.

Титул «Бабалаво» в переводе означает «Отец Тайн». «Тата» в переводе с киконго – «Отец», а одно из значений слова «Нганга» - «Тайна». Таким образом, можно сказать, что Тата Нганга – это также Отец Тайн.

Но и кроме этимологической и лингвистической «эквивалентности титулов», конечно же, Тата способен к достижению всех тех целей и результатов, которые достижимы для Бабалаво или Бабалориша.

Бабалаво связан с Орунмила, а Тата может взаимодействовать с Падрэ Тьемпо, Духом (Мпунго) с аналогичными функциями.

Религии Пало и Ифа не хуже друг друга, но просто взаимно отличные и сепаратные. К примеру, Бабалаво или Бабалориша никак не вправе «определять», что вы должны инициироваться в Пало. Религия Ифа и Пало – полностью независимы. Бабалаво, как и Бабалориша, не имеет никакой реальной связи с Пало (если только конечно он не инициирован в обеих традициях – Пало и Ифа). Поэтому, чтобы выяснить вопрос о возможности инициации в Пало вы должны обращаться только к Тата, но никак не к священникам других религий.

3. Какие оракулы вы используете?

В религии Конго на Кубе используется несколько оракулов. Из их числа можно упомянуть:

1) Чамалонго и Нкобо - использование 4, 6, 7, 8, 9, 12, 16 или 21 частей кокосового ореха или раковин каури. Оракул с использованием 21 раковины каури или частей кокоса - достаточно распространенная система, причем в расширенном виде может использоваться до 7 дополнительных объектов, что увеличивает количество возможных комбинаций.

2) Витити Менсу или Мпака Менсу – использование особого рога

3) Кимбунгула или Санга Ндиле – использование особого ожерелья по принципу маятника (практика имеющая древние корни в Африке)

4) Фула – система предсказание с использованием пороха

5) Прямое обладание Духом (транс)

В рамках каждого из этих методов может быть достигнуто полное решения проблемы, с которой человек пришел к Тата. Поэтому совершенно не правильно говорить о том, что какой-то один метод (в том числе из другой религии) является лучшим, полным или истинным методом предсказания.

Нужно также отметить, что использование симбу (ракушек) в качестве Оракула не позаимствовано у Йоруба, поскольку издревле было распространено и у Банту.

4. Какие отличия имеет религия Пало от религии Йоруба?

Это трудный вопрос. На самом деле отличий очень много. Не забывайте, что это полностью различные религии. Кроме того, нужно помнить, что правильным названием Пало является «Правила Конго» (или «Реглас де Пало»), что подразумевает многообразие путей.

Часто говорят, что различие между религией Йоруба и Пало в том, что Палеро имеют дело преимущественно с Мертвыми, тогда как Йоруба – с Божествами. Однако, хотя утверждение, что Мертвые имеют ключевое значение в Пало конечно справедливо, но фундаментальное различие между этими религиями заключается в другом – Пало является религией основанной на верованиях Банту, тогда как религия Йоруба (Сантерия, Ифа) является религией другого народа, народа Йоруба.

Некоторые говорят о так называемой теории прогресса, смысл которой в том, что Пало является первой ступенью лестницы, выше которой – Сантерия, а затем - Ифа. Но это совершенно неправильно! Религия Пало является полностью самодостаточной Традицией, а не «темной стороной Сантерии». Действительно, есть многие Палеро, кто одновременно инициирован в Сантерию, Ифа или Воду. Но нужно ясно понимать, что все религии являются самодостаточными, а не ступенями некой лестницы.

О некоторых отличиях Майомбе от Лукуми я могу процитировать один источник – книгу Лидиа Кабрера “Реглас де Конго. Пало Монте-Майомбе”:

«Майомбе быстрее, чем Оча [Лукуми] и оказывается более готовым к достижению нужного результата. Ориша же не управляются. Они - это те, что властвуют….

[В Пало] жертвоприношения сводятся к минимуму в сравнении с теми, что получают Ориша… Они не являются такими частыми и такими дорогими, как те, что отдаются Ориша….Праздники, обряды, церемонии проще, менее дорогие в Майомбе или Пало Монте, чем в культе Лукуми.

Палеро не призывает Дух …с колокольчиком…или маракасом. Он не имеет костюмы как в храмах Лукуми чтобы одевать "лошадей" (медиумов) Ориша, когда случается «одержимость»; веера чтобы их освежать, ни атрибуты, "инструменты" [Ориша].

Сравнивая с Иле Ориша [Храмом Лукуми], Нсо Нганга [Храм Пало] характеризуется простотой. Мы не найдем здесь украшения и эстампы, которые в Иле Ориша привлекают внимание…На храм Нганга не влияет благосостояние его владельца. Независимо насколько преуспел Майомберо, он не прекращает быть “Сыном Монте [Дикой Местности]”….Нкиси не являются пышными. Это – Дух природы…

Палеро не принужден к серии внимания, которое требуют Ориша, к заботе, которая занимает ежедневно священника Лукуми… Священники и жрицы Лукуми [в отличие от Палеро] приветствуют ежедневно их Ориша….просят внимания призывая звуками колокольчиков или маракаса, и долго молятся используя в этой набожности большую часть утра…»

В отличие от последователей нигерийской религии Ифа (не путать с Сантерией!), где наблюдается определенная линейная иерархия (во главе с главным Авони - Araba de Ife), в Пало, и здесь я опять цитирую Кабрера, «Палеро не являюся конгрегацией подчиненной установленным и обязательным для всех правилам. Они не подчиняются верховной власти, не централизованны. В Нсо Нганга Палеро подчиняются индивидуальной власти Тата Нганга, который их инициировал [т.е. Падрино]».

Также можно сказать, что в то время, как Йоруба обычно подчеркивают прохладный аспект Божеств, Пало - непосредственно, горячо и быстро.

Среди других отличий можно выделить следующие: хотя в Пало также есть моральные принципы, учение об Ива Пеле является учением Йоруба; выяснение годовой Летры обязательной для всех последователей религии Йоруба – аспект религии Йоруба; у Йоруба определение Эбо часто напрямую зависит от знака Оракула, тогда как в Пало конкретный Тратадо обычно предлагается непосредственно Духом и каждый раз может отличаться от других аналогичных ситуаций.

Конечно же это не все отличия. Но нужно четко понимать, что многие из этих или других отличий могут быть гораздо менее (или более) выражены, или практически стерты, в зависимости от того, какие Течения (Rama) и Дома (Casa) Пало и Лукуми вы будете сравнивать.

И, пожалуй, самое главное, что вы должны осознать, это то, что все эти отличия не говорят о том, что одна традиция лучше, чем другая. Кому-то больше по вкусу одно, а кому-то по душе совсем другое. Отличия не означают преимущества, но лишь различность.

5. Если человек имеет полную инициацию в религии Йоруба (коронован Ориша), то может ли он получить инициацию в Кимбиса?

Обычно такой человек может получить инициацию через церемонию называемую Хубиласьон. Такой человек сможет иметь Нганга, но будет иметь определенные ограничения (например, он не сможет инициировать других людей). Что касается инициаций геев и лесбиянок, то в нашей Традиции это строго запрещено.

6. Последователи религии Йоруба говорят о наличии в их традиции методов достижения таких способностей как ясновидение, левитация, невидимость, телепатия, астральные перемещения. Это возможно в Пало?

Да, существуют такие методы. Более того, известны и зафиксированы истории многих Палеро, овладевших способностью становится невидимым, превращаться в животных, птиц, змей, летучих мышей и даже бабочек, читать мысли, перемещаться как ветер, управлять стихиями, перемещать предметы на расстоянии, материализовывать предметы, быстро выращивать растения (например, плодовые деревья за один день), говорить с животными, воскрешать мертвых. Также широко распространено явление «ясновидения». Пало – очень, очень глубокая религия, даже если кому-то и кажется на первый взгляд простой.

7. Что вы можете сказать о синкретизме в Афро-Карибских Традициях?

Я не считаю термины синкретизм, эклектизм или симбиоз точными или удачными. Все эти слова плохо отражают суть произошедших взаимодействий между религиями и культурами. Основная причина, толкающая некоторых исследователей на использование термина «синкретизм», понимаемого как «смесь» религий, заключается в том, что в Афро-Карибских Традициях нередко используются католические образы, имена святых, распятия и т.д. Однако, здесь нужно говорить об аналогиях, параллелизме или ассоциациях, чем о синкретизме. Изначальная цель проведения этих аналогий или параллелей заключалась в том, чтобы люди принадлежащие разным Традициям в кубинском сообществе могли так или иначе понимать друг друга.

Священник Сантерии Пичардо справедливо отмечает, что «использование аналогий, параллелей, или ассоциаций, в коммуникации между людьми, не составляет религиозного синкретизма и не производит новую религиозную систему» и существование множества религиозной культур в стране «вынуждает священника иметь способность проводить аналогии из разнообразных источников».

8. Правда ли, что Африканские Традиционные Религии, стали ущербными в Новом Свете, из-за утраты некоторых элементов религии, верований и т.п.?

Я не думаю, что можно говорить об утратах. Если некоторые элементы африканской религии и не были сохранены, то это никак не указывает на ущербность. Например, в Африке религия имела важное политическое значение - церемонии коронации и т.д. Но кого африканцы должны были короновать в Новом Свете?

Также нельзя говорить и о «искажениях» африканской религии, поскольку слово «искажения» подразумевает, что некую непоколебимую религию исказили. Но в Африке не было непоколебимых религий строящихся на неком четко определенном своде догм. Также и в Новом Свете существует многообразие духовных путей. Поэтому, кубинские Традиции и называются Реглас (Правила, во множественном числе) – Реглас де Оча, Реглас де Ифа, Реглас де Пало и т.д. Это указывает на плюрализм мнений и методов.

В целом же, можно смело утверждать, что все важные аспекты традиционной религии были сохранены на Кубе, как и в других частях Нового Света. А религия Пало – это прямое отражение древней религии Конго.

9. Правдива ли история о том, что Сантерия была создана в 1946 году, тремя студентами из Гаваны, которым отказали в инициации в Ифа (и что документы об этом сокрыты в университете Беркли)?

По моему глубокому убеждению, это - совершенно немыслимая история. В 1946 году Сантерия и Ориате давным-давно существовала на Кубе. Любопытства ради я выяснял этот вопрос на Кубе лично у священников, которые жили в 1946 году.

И сегодня на Кубе ещё существуют и здравствуют священники, которые были инициированы в Сантерию задолго до указанной даты. Реальная же история же Сантерии прослеживается к концу 19 века, и никаких «трех студентов» в этой истории не обнаруживается.

Ну а миф о тайных документах вообще лишь вызывает улыбку. Кто, по-вашему, их утаивает? Ректор или, может быть, библиотекарь университета?

Лично я думаю, что дезинформацию относительно Сантерии распространяют люди, которым, так или иначе, выгодно очернение этой Традиции.

Сантерия – подлинная религия Йоруба, хотя сам термин «Йоруба», как свидетельствует Лидиа Кабрера, раньше не использовался на Кубе, где йоруба всегда именовали словом «Лукуми».

10. Можно ли сказать, что Африканские Традиционные Религии никогда не изменялись в самой Африке?

Безусловно, нет! В ходе истории те или иные аспекты традиционной религии, конечно же, изменялись. Так было в Африке, и так было на других континентах. Важным является не то, насколько изменилась та или иная религия, а то, насколько были сохранены её фундаментальные аспекты.

Изменения и адаптации не являются показателем ущербности как Африканских Традиционных Религий, так и Афро-Карибских Традиций.

11. Правда ли, что традиционная африканская философия, уважает все религии?

Да, это утверждение справедливо. Терпимость и уважение к другой вере свойственно африканской философии. Но это не свойственно некоторым людям, среди которых, конечно, могут быть и последователи Традиционной Африканской Религии.

12. Почему же некоторые последователи Африканской Традиционной Религии пропагандируют доктрину превосходства АТР над Афро-Карибскими Религиями?

Я думаю, что эти люди либо неадекватно понимают африканскую философию, либо преследуют некие личные цели.